УТВЕРЖДЕН
решением АНК при администрации муниципального образования Богородицкий район
(протокола №3 от «12» сентября_2024г.)
АЛГОРИТМ
межведомственного взаимодействия в целях организации профилактических мероприятий по стабилизации ситуации, связанной со смертностью от наркотиков
Настоящий алгоритм межведомственного взаимодействия в целях организации профилактических мероприятий по стабилизации ситуации, связанной со смертностью от наркотиков (далее – алгоритм) разработан на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года",
Основными задачами настоящего алгоритма являются:
1. Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех органов и учреждений системы профилактики, некоммерческих и общественных организаций, родительских сообществ.
2. Снижение неблагоприятных социальных, медицинских и психологических последствий употребления психоактивных веществ.
3. Создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых, на уровне школы, семьи и мест организации творческого досуга, мест неформального общения.
4. Формирование у несовершеннолетних антинаркотических установок, а также принятие своевременных мер по лечению подростков, замеченных в потреблении наркотиков.
Ожидаемый результат – оказание ранней своевременной помощи детям и подросткам, замеченным в употреблении наркотических веществ, а также предотвращение летальных исходов данной категории несовершеннолетних.
Совершенствование межведомственного взаимодействия является необходимым условием эффективного противодействия распространению наркомании и невозможно без четкого разделения функций профилактического влияния различных ведомств и их подведомственных учреждений, определения основных форм межведомственного профилактического антинаркотического взаимодействия.
Образовательные организации занимают важное место в системе профилактики наркомании, так как имеют большие возможности по выявлению несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества, а также по проведению профилактических мероприятий различной направленности.
Межведомственное профилактическое взаимодействие по противодействию распространению наркомании основывается на следующих принципах:
согласованности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, отвечающих за различные аспекты системы противодействия распространению наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и другие);
взаимного информирования о принимаемых мерах по профилактике наркомании;
согласованности действий на профессиональном уровне специалистов различных профилей (педагогов, воспитателей, школьных и медицинских психологов, врачей-наркологов, социальных педагогов, сотрудников аппаратов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников правоохранительных органов и других).
Порядок сопровождения несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества, субъектами системы
профилактики:
1 этап. Выявление несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества (схема 1).
В целях всестороннего обмена информацией между каждым ведомством системы профилактики наркомании представители органов и учреждений системы профилактики обязаны в пределах своей компетенции выявлять несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков, а также незамедлительно информировать:
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о несовершеннолетних, замеченных в употреблении наркотических средств и психотропных веществ;
органы образования – о выявленных несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, замеченных в употреблении наркотических средств и психотропных веществ;
органы опеки и попечительства – о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, замеченных в употреблении наркотических средств и психотропных веществ;
органы социальной защиты населения – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с наркозависимостью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих наркозависимых членов семьи;
органы внутренних дел – о выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление наркотических средств и психотропных веществ, о фактах сбыта наркотиков в образовательных учреждениях, местах досуга подростков и молодежи, а также о несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков;
органы и учреждения здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних, замеченных в употреблении наркотических средств и психотропных веществ, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении.
При этом каждый орган и учреждение системы профилактики обязаны обеспечить хранение и использование информации, полученной от других органов и учреждений системы профилактики наркомании, в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
Органами и учреждениями системы профилактики совместно определяются и принимаются меры, направленные на реабилитацию несовершеннолетнего, в целях недопущения повторного употребления наркотических средств и психотропных веществ.
4
Схема1. Выявление несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества, субъектами системы профилактики
Органы Органы опеки Органы Органы Органы
социальной и учреждения
образования и попечительства внутренних дел
защиты населения здравоохранения
-выявляют обучающихся, в том числе посредством социально-психологического тестирования, склонных к употреблению наркотиков, ведут учет таких
несовершеннолетних;
- незамедлительно информируют родителей, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, КДН и ЗП, органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотиков
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики
Алгоритм действий педагогов и администрации образовательной организации при подозрении, что несовершеннолетний на территории организации находится в состоянии наркотического опьянения
1. Незамедлительно поставить в известность о случившемся руководство образовательной организации.
2. Незамедлительно сообщить родителям ребенка о случившемся и пригласить их в образовательную организацию.
3. Отвести ребенка в медицинский кабинет образовательной организации, в котором медицинский работник сможет оценить состояние ребенка и при необходимости вызвать бригаду скорой медицинской помощи (освидетельствовать несовершеннолетнего на состояние наркотического опьянения в государственном медицинском учреждении возможно только с согласия и в присутствии родителей или законных представителей). В случае отсутствия медицинского работника удалить обучающегося из учебного класса и по возможности изолировать его от остальных обучающихся и вызвать бригаду скорой медицинской помощи.
4. Незамедлительно сообщить в территориальный орган МВД России на районном уровне о выявленном факте потребления наркотических средств обучающимся в целях принятия своевременных мер по установлению причин и обстоятельств потребления наркотиков.
5. В случае отказа родителей ребенка от вызова бригады скорой медицинской помощи порекомендовать им обратиться в кабинет медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения.
6. Информировать родителей о государственных медицинских учреждениях, оказывающих квалифицированную наркологическую помощь несовершеннолетним.
7. Обучающиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию с врачом образовательной организации поставлены на внутренний учет образовательной организации.
Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетнего, находящегося
в состоянии острого отравления наркотическими веществами (психотропными, одурманивающими)
Признаками острого отравления являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на раздражители, рвота.
При остром отравлении важно вовремя оказать первую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь.
Этапы оказания первой помощи при отравлении наркотическими веществами (психотропными, одурманивающими):
1. Вызвать скорую медицинскую помощь.
2. Уложить пострадавшего с приподнятой верхней половиной туловища и повернутой на бок головой.
3. Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
4. Тщательно осмотреть состояния кожных покровов.
5. Следить за характером дыхания до прибытия врача.
6. При частоте дыхательных движений меньше 8–10 раз в 1 минуту сделать искусственное дыхание «изо рта в рот».
Алгоритм действий педагога при возникновении подозрения, что
несовершеннолетний периодически употребляет наркотические вещества
1. Понаблюдать за обучающимся, не демонстрируя преувеличенного внимания.
2. Постараться установить с ребенком контакт и корректно предложить ему помощь.
3. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) несовершеннолетнего.
4. Порекомендовать родителям обратиться за консультацией к психологам или социальным педагогам.
5. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить
в виде собрания с приглашением врача-психиатра, врача-нарколога, работника правоохранительных органов.
6. Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом психиатром-наркологом.
7. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в данном направлении.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Общие признаки начала употребления психоактивных и наркотических веществ несовершеннолетними:
1) снижение интереса к учебе, к обычным увлечениям;
2) появляется отчужденность, эмоционально холодное отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость;
3) нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;
4) компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста;
5) эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения больших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых;
6) частое общение и совместное времяпрепровождение с подростками, которые замечены в употреблении наркотиков и (или) других психоактивных веществ;
7) повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться;
8) наличие таких атрибутов наркотизации как шприцов, игл, небольших пузырьков, капсул из-под лекарств либо блистеров из-под таблеток, небольших пакетов из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта;
9) изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства, периодическая тошнота, рвота;
10) наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражение на коже, слизистых оболочках;
11) беспричинное сужение или расширение зрачков.
В момент употребления синтетических наркотических средств могут наблюдаться:
кашель; сухость во рту;
помутнение или покраснение склер глаз; нарушение координации движения; дезориентация во времени и пространстве; головокружение; учащенный пульс, сердцебиение; тошнота, рвота.
Решающим признаком употребления подростком психоактивных и наркотических средств является выявление состояния наркотического одурманивания, установленного врачом, в частности, врачом психиатром- наркологом.
Тактичность и осторожность в работе с несовершеннолетним, имеющим наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, к их реальному употреблению.
При обнаружении надписи, которая содержит информацию о ссылке на интернет-сайт (мэссенджеры), с помощью которого можно приобрести наркотическое средство, или названия наркотических средств (это может быть сленговое название) с указанием номера телефона на зданиях, сооружениях, либо на прилегающей территории, необходимо проинформировать органы внутренних дел, управляющую компанию (администрацию района или города) с целью принятия мер по устранению данной надписи.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
1. Собрать максимум информации о приеме наркотиков ребенком:
что принимал, сколько, как часто, с какими последствиями, степень тяги, осознание или неосознание опасности;
об обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в употребление наркотиков.
2. Не проводить беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, так как они быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению.
3. Обсудить свои наблюдения с ребенком, поддержать ребенка, проявив уважение и заботу.
4. Не стоит верить заверениям, что он сможет решить проблему самостоятельно, без специальной помощи, необходимо уговорить ребенка обратиться к специалисту (не позволяйте подростку заниматься самолечением, используя для этого медикаменты или иные способы, рекомендованные кем-то из его окружения либо иными лицами).
2 этап. Комплексное сопровождение несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества (схема 2)
Основные функции органов и учреждений системы профилактики:
2.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
2.1.1. Осуществляет постановку на учет несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, организует проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, направленную на социальную реабилитацию и оказанию всех видов помощи.
2.1.2. Осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики по социальной реабилитации и оказанию всех видов помощи. Анализирует результаты оказываемой помощи.
2.1.3. Не допускает нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, подверженных наркозависимости: на лечение, образование, учебу и труд, отдых, оздоровление, жилище и другие права, определенные законодательством Российской Федерации.
2.2. Органы образования:
2.2.1. Создают условия для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления наркотических и психотропных средств
в целях систематического анализа и принятия профилактических мер, в том числе посредством проведения социально-психологического тестирования на выявление факторов риска наркотизации.
2.2.2. Принимают меры по обеспечению занятости детей и подростков, склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ,
организации их летнего отдыха и досуга, по сохранению и развитию учреждений дополнительного образования детей, расширению видов занятий с целью обеспечения интересов школьников, их творческого развития и самореализации.
2.2.3. Организуют учет несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
2.2.4. Разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование у несовершеннолетних законопослушного поведения и стремления к здоровому образу жизни.
2.2.5. Принимают меры по созданию системы консультационной помощи специалистами различных ведомств, работающих с детьми и молодежью.
2.2.6. Обеспечивают информирование работников образовательных организаций, обучающихся и родителей о негативных последствиях употребления наркотиков.
2.2.7. Организуют взаимодействие образовательных организаций, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службы, органов внутренних дел, органов учреждений социального обеспечения по вопросам профилактики употребления несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ.
2.2.8. Обеспечивают контроль за созданием системы профилактики и реабилитационной среды в структуре образования для несовершеннолетних, имеющих склонность к употреблению психоактивных и наркотических веществ.
2.3. Образовательные организации:
2.3.1. Выявляют обучающихся, склонных к потреблению наркотиков, ведут учет таких несовершеннолетних.
2.3.2. Незамедлительно информируют родителей (законных представителей) о проблемах несовершеннолетнего, связанных с потреблением наркотиков.
2.3.3. Незамедлительно информируют органы внутренних дел и (или) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ:
о выявлении родителей (законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц, вовлекающих их в совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных несовершеннолетними либо совершенных иными лицами на территории учреждений.
2.3.4. Информируют муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, о несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков.
2.3.5. Проводят с обучающимися, склонными к потреблению наркотиков, индивидуальную профилактическую работу посредством разработки и реализации индивидуальной комплексной программы сопровождения несовершеннолетних данной категории по разделам (направлениям): образовательный, досуговый, трудовой, социально-психологический, лечебно- профилактический и другие.
2.3.6. Проводят мероприятия по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ, в том числе организуют семейное консультирование, привлекают группы родительской поддержки, сотрудников аппаратов комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав, центров социального обслуживания семьи и детей, органов внутренних дел, врачей-наркологов.
2.3.7. Создают воспитательную систему, направленную на формирование у школьников ценностных ориентаций, духовности, патриотизма, трудовой мотивации.
2.3.8. Создают условия для саморазвития и самореализации личности обучающихся во внеурочное время, развивают существующие, а также организуют новые детские, подростковые, юношеские объединения по интересам.
2.3.9. Разрабатывают и внедряют общешкольные антинаркотические мероприятия: тематические круглые столы, дискуссии и конференции, конкурсы газет, выставок, плакатов, рисунков, беседы в классах с учетом возраста детей, тематические классные часы с профилактической тематикой.
2.3.10. Обеспечивают реализацию программ и методик, направленных на формирование у несовершеннолетних законопослушного поведения и стремления к здоровому образу жизни.
2.3.11. Организуют проведение систематических медицинских комплексных профилактических осмотров обучающихся.
2.4. Органы и учреждения здравоохранения:
2.4.1. Обеспечивают выявление, диспансерное наблюдение и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании среди молодежи и связанных с этим нарушений в поведении.
2.4.2. Проводят консультирование семей, имеющих наркозависимых детей, замеченных в употреблении психоактивных веществ.
2.4.3. Обеспечивают круглосуточный прием лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера.
2.4.4. Обеспечивают распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, а такжепроведение пропаганды здорового образа жизни (совместно со средствами массовой информации, учреждениями образования и социальной защиты населения).
2.4.5. Обеспечивают проведение для специалистов органов и учреждений системы профилактики информационно-методических семинаров по вопросам предупреждения наркозависимости.
2.5. Территориальные органы МВД России на районном уровне:
2.5.1. Подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводит индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, замеченными в употреблении наркотических средств и психотропных веществ.
2.5.2. Устанавливает причины и обстоятельства, связанные с приобретением и употреблением несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ.
2.5.3. Уведомляет родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в состоянии наркотического опьянения, о совершении ими правонарушений или антиобщественных действий.
2.5.4. Осуществляет взаимодействие с Богородицким филиалом ФКУ УИИ УФСИН России по КБР. Получает необходимые сведения из воспитательных колоний в отношении освобождающихся несовершеннолетних, склонных к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ.
2.5.5. Анализирует состояние работы по предупреждению систематического употребления наркотических и психотропных веществ несовершеннолетними.
2.5.6. Участвует в проведении мероприятий по выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.
2.6. ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Богородицкий район» осуществляет в пределах полномочий индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, по средством предоставления срочных, социально- педагогических, социально-психологических, социально-бытовых, социально- правовых услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации и признанным нуждающимся в социальном обслуживании.
2.7. ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Богородицкий район»:
2.7.1. Участвуют в профессиональной ориентации подростков;
2.7.2. Оказывают содействие в трудоустройстве, профессиональном обучении несовершеннолетних.
3 этап. Пост сопровождение несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества.
Оказание психолого-педагогической, социальной и медицинской поддержки несовершеннолетнему всеми субъектами системы профилактики в постреабилитационный период, в том числе помощи в получении образования, трудоустройстве с целью его социализации в обществе.
13
Схема2.Психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение несовершеннолетних, употребляющих психоактивные и наркотические вещества
Образовательная организация
Координирующие органы по
оказанию помощи детям в
образовательной
организации
Совет
профилактики
Психолого-медико- педагогический консилиум
Кабинет здоровья
Служба оказания психолого- педагогической помощи
Реализация сопровождения
несовершеннолетних при содействии всех субъектовсистемы профилактики в
рамках их компетенции
Составление индивидуально комплексной программы сопровождения
несовершеннолетних употребляющих наркотические
вещества
Направление в медицинские организации
Работа с семьей несовершен-нолетнего
Осуществление психолого- педагогической реабилитациии коррекции в отношении несовершен-
нолетнего
Консультация врача-психиатра-нарколога
Консультация врача-психиатра
Госпитализация (прохождение стационарного лечения)
Медицинская реабилитацияи сопровождение
Формирование установки на отказ от употребления ПАВ и ведение здорового образа жизни
создание условий для самореализации
развитие навыков безопасного поведения
проведение акций, конференций,бесед, конкурсови т.п. антинаркотической направленности